RUTÁGE MAGAZINE

Часы цзыминчжун из Запретного города выставлены в Музее науки

В Музее науки Лондона крупная выставка, где представлено 23 цзыминчжун – механических часовых сокровища, любимых китайскими императорами и представленных во временное пользование Дворцовым музеем Пекина. Заводные часы из Запретного города Китая отправляют посетителей в путешествие по XVIII веку от китайского торгового порта Гуанчжоу до дома императоров в Запретном городе в центре Пекина, объекте, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Запретный город

Дворец-музей Запретный город был открыт в 1925 году и представляет собой огромный музей традиционного китайского искусства, основанный на императорском дворце династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911). В 1961 году Государственный совет включил Запретный город в список наиболее важных охраняемых объектов культурного наследия Китая, а в 1987 году он был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

цзыминчжун из Запретного города
© The Palace Museum 

Сегодня во Дворце-музее хранится более 1,86 миллиона художественных произведений, демонстрирующих публике древнюю и великолепную китайскую цивилизацию через архитектуру императорского дворца, воспроизведение оригинальных интерьеров, а также постоянные и специальные выставки.

Расцвет часового мастерства

Часовое ремесло процветало в Западной Европе с эпохи Ренессанса (XIV–XVI века), а в Китай европейские механические часы впервые попали на излете правления династии Мин (1368–1644). Механические часы и другие западные астрономические приборы, поступавшие через порты Южного Китая, по традиции отнесли к интеллектуальным пожертвованиям другой цивилизации и стали считать символами власти императоров Поднебесной.

В XVIII веке администрации южной провинции Гуандун и города Гуанчжоу (Кантон) были обязаны отправлять в Северную столицу ежегодно десятки интерьерных и карманных часов. В результате в пекинском дворце появилась весьма представительная коллекция часов XVIII–XX веков, наиболее крупный раздел которой составляют механизмы европейского производства. Самая значительная часть собрания, содержащая образцы интерьерных и карманных часов – это продукция часовых мастерских западных стран, большая часть которых – производства Англии.

Цзыминчжун: заводные сокровища

Выставка «Цзыминчжун: заводные сокровища из китайского Запретного города» в лондонском Музее науки проливает свет на уникальную коллекцию императорских часов и истоки часового ремесла, которые вдохновляли как британских мастеров, так и китайских императоров.

© The Palace Museum 

 «В 1580-х годах западные часы проникли во внутренние районы Китая с его южного побережья, и началась история страны по сбору и производству часов. Богатая коллекция часов в Запретном городе служит не только средством общения между Китаем и западным миром, но и средством культурного разнообразия: она демонстрирует более трех столетий общения, обмена и интеграции между Китаем и остальным миром. Эту выставку стоит посетить!»

Ван Сюдун, директор пекинского Дворцового музея

Цзыминчжун – это роскошные часы, применявшиеся в интерьерах дворцовых павильонов. В переводе цзыминчжун означает «колокольчики, которые звенят сами». Несмотря на то, что они красивы на вид, декоративность – не единственное их достоинство. В качестве хронометристов они имели множество применений, включая организацию императорского дома и уточнение времени небесных событий, таких как затмения. Способность предсказывать изменения в ночном небе с большей точностью помогла укрепить присутствовавшую в китайской космологии веру в то, что император олицетворяет связь между небом и Землей.

Выставка в Музее науки

Путешествие по выставке начинается с богато украшенной пагоды, прославляющей технологии и дизайнерские возможности цзыминчжун. Уникальное произведение высотой более 1 метра датируется 1700-ми годами и было изготовлено в Лондоне во времена правления династии Цин в Китае. Сложный движущийся механизм оживает, и девять изящных ярусов медленно поднимаются и опускаются.

© The Palace Museum 

Раздел «Императоры и цзыминчжун» раскрывает их жизненно важную роль в ранних культурных обменах. Вы можете узнать, как некоторые из первых цзыминчжун Запретного города в начале 1600-х годов были привезены миссионерами, которые стремились снискать расположение китайского общества, преподнося императору красивые изделия. Десятилетия спустя император Канси (1662-1722) начал собирать эти экспонаты, которые он назвал «цзыминчжун», выставляя их как «иностранные диковинки» и демонстрируя свое владение временем, небесами и свое божественное право на власть.

«Чтобы поверить, нужно увидеть яркое сочетание дизайнерского чутья и механической точности, продемонстрированное в этих часах трехсотлетней давности. Мы глубоко благодарны дворцу-музею Пекина за то, что они доверили нам эти редкие сокровища из Запретного города».

Сэр Ян Блатчфорд, директор и исполнительный директор группы Музеев науки

Путь часов из Лондона до южного побережья Китая описан в разделе выставки «Торговля». Посетители могут проследить торговый путь, занимавший около года, и обнаружить востребованные товары, которые британские купцы покупали на вырученные деньги, включая шелк, чай и фарфор. В этом разделе посетители также могут увидеть сохранившийся фарфоровый чайный сервиз с блюдцем, который затонул на торговом корабле в 1752 году и был найден спустя столетия на дне Южно-Китайского моря.

В разделе «Механика» посетители выставки могут полюбоваться такими роскошными изделиями, как цзыминчжун с механическими цветами лотоса, построенными с использованием китайских и европейских технологий. Стая миниатюрных птиц плавает по блестящему пруду, а в горшке раскрываются цветки лотоса. Роскошные декоративные элементы приводятся в действие механизмом, изготовленным в Китае, а музыкальный механизм произведен в Европе.

© The Palace Museum 

В разделе выставки «Изготовление» рассматриваются художественные навыки и методы, необходимые для создания цзыминчжун. Впервые на выставке представлены вместе «Храм Зимингжонг», созданный ведущим британским мастером Джеймсом Апджоном в 1760-х годах, и его мемуары, которые дают представление о работе, связанной с созданием богато украшенных фигурок и тонкой золотой филиграни. Также представлены четыре интерактивных механизма, иллюстрирующих технологии, используемые для управления цзыминчжун.

Британские цзыминчжун были разработаны для китайского рынка мастерами, которые зачастую никогда не путешествовали по Азии, и отражают британское восприятие китайской культуры 1700-х годов. В разделе «Дизайн» посетители могут увидеть избранные экспонаты, которые воплощают попытку визуального понимания китайских вкусов, в том числе цзыминчжун с фигурой в тюрбане. В этом произведении сочетаются образы, связанные с Китаем, Японией и Индией, что представляет собой обобщенный европейский взгляд на воображаемый Восток, отражающий стиль «шинуазри», который был популярен в Великобритании в то время.

К часам прилагается публикация 1809 года, написанная Чаоцзюнем Сюем и предоставленная Исследовательским институтом Нидхэма, под названием «Иллюстрированный отчет о Цзыминчжун». Документ использовался в качестве руководства для преобразования римских цифр, используемых на европейских часах, в китайскую систему 12 двойных часов (ши) и отражает растущий культурный обмен между народами.

© The Palace Museum 

Чтобы изучить культурное наследие цзыминчжун, Музей науки собрал истории и воспоминания людей китайского происхождения, живущих в Лондоне, которые демонстрируются на протяжении всей выставки и предоставляют широкий спектр личных взглядов на значение цзыминчжун для Китая.

Посетители также могут увидеть редкие книги и архивные материалы из коллекции Музея науки, в том числе отчет Луи Ле Конта о его визите в Китай; часы, сделанные одним из ведущих часовщиков Лондона Джорджем Грэмом; солнечные часы, изготовленные талантливым мастером математических инструментов Томасом Таттеллом; а также подборку ручных инструментов из мастерской Джеймса Уоттса. Эти предметы прекрасно дополняют истории, демонстрируя сложность изготовления часов.

В последнем разделе выставки рассказывается, почему торговля интерьерными часами начала приходить в упадок. В 1796 году на престол взошел император Цзяцин; который считал приобретение интерьерных часов легкомысленной тратой денег, и торговля сошла на нет. Но цзыминчжун продолжал использоваться элитным классом Китая и подчеркивал растущие глобальные связи, налаживаемые благодаря торговле.

 «Я надеюсь, что посетителям понравится изучать эти интригующие и детализированные произведения искусства, а также они смогут удивиться технологическим навыкам и механизмам, лежащим в основе каждого цзыминчжун. Такие часы, как Zimingzhong с краном, несущим павильон, представляют собой особую встречу культур и технологий: их сложный механизм был изготовлен британским производителем и продавцом Джеймсом Коксом, но изящный внешний корпус и красивые украшения почти наверняка были сделаны в Китае».

Джейн Десборо, хранитель научных коллекций Музея науки

Выставка продлится до 2 июня 2024

sciencemuseum.org.uk

0