Креативный директор, сооснователь агентства Mate and Mate в Лондоне. Награды: Cannes Lions, London Design Awards, Golden Drum, Golden Hammer, Red Apple, Киевский фестиваль рекламы.
Олег Савчук родился и вырос в Одессе, но уехал из родного города за большой карьерой сначала в Москву, а затем в Лондон, где основал креативный бутик Mate and Mate.
Еще в 2013 году Олег в команде со своим креативным партнером завоевал первую серьезную награду, выиграв номинацию Young Lions Cyber на фестивале «Каннские львы» за проект для Всемирного антидопингового агентства WADA. Не так давно уже его собственное агентство Mate and Mate получило золото престижного международного конкурса London Design Awards.
Mate and Mate – эксперты в разработке сайтов и мобильных приложений, дизайне и креативном консалтинге. Философия агентства – мы не просто бизнес-партнеры, мы друзья для вашего бизнеса!
Олег, у тебя приличный список наград. Последняя – за какую работу?
Наше агентство Mate and Mate получило золото London Design Awards 2018 за веб-сайт для Level Kitchen, российского сервиса по доставке правильного питания, который предлагает разработанные диетологами программы питания для поддержания, снижения или набора веса. Сооснователь и лицо компании – Денис Гусев, известный профессиональный бодибилдер, приверженец здорового питания и противник допинга.
Сервис нуждался в полном переосмыслении коммуникации и визуальной трансформации, которая выделила бы его на российском рынке и повысила лояльность аудитории. Предыдущая версия откровенно устарела, и люди стали уходить к конкурентам. Сегодня покупки совершаются одним кликом, у них же процесс заказа состоял из нескольких шагов, что было неудобным и неэффективным.
Прежде чем приступить к разработке сайта, мы проделали большую подготовительную работу, провели анализ аудитории и конкурентов, поняли, на какой стадии теряется клиент. После построили архитектуру страницы: выявили слабые места продукта, нашли лучшее решение по оптимизации сайта, определили маршрут пользователя. И только следующим, завершающим этапом стал непосредственно дизайн.
Все это вы делаете в вашем агентстве?
Да, мы все делаем сами, от начала до конца. В первую очередь исследования и на их основе визуальную часть. По данному проекту вся работа заняла около года. И мы, и клиент остались очень довольны результатом. Некоторые конкуренты тоже: похожий заграничный сервис без стеснения полностью скопировал сайт Level Kitchen, от картинок до деталей разработки, поставил свое название, номер телефона и запустил. В сети есть еще пара копий.
Как вы относитесь к этому?
Мы воспринимаем это как комплимент. Значит, продукт востребован, наша работа оценена. В то же время мы пытаемся разобраться с юридической стороной ситуации. По сути, это кража авторских прав, которые принадлежат компании.
В какой номинации кейс был отмечен на London Design Awards?
Проект стал лучшим в категории продуктовых сайтов 2018 года.
Какой наградой ты дорожишь больше всего?
У меня около 10 наград. Но будет больше. Это мой наркотик. А самая сильная моя награда – «Каннские львы» в категории Young Lions Cyber, полученная в 2013 году. Это стало первой в истории победой креативной пары из России. Мы с моим напарником разработали идею для Всемирного антидопингового агентства (WADA), цель которой – вдохновить молодое поколение спортсменов соревноваться честно, без допинга. Через Twitter юные спортсмены могли дать обещание своим спортивным кумирам никогда не использовать допинг и поделиться своей мотивацией, а кумиры им отвечали.
В то время ты жил в Москве?
Да, тогда я уже переехал из Одессы в Москву. Мне хотелось развиваться в креативной индустрии, но в Одессе не было перспектив. Как-то я приехал в Москву на пару дней, и мне очень сильно захотелось там остаться. На обратном пути позвонил одногруппнику и попросил найти мне какую угодно работу, хоть строителя или дворника. Он сказал возвращаться и объяснил, как устроен мир интернета и программирования. Через месяц после этого я уже работал в одесской IT-компании разработчиком, но это мне быстро наскучило. Меня интересовал дизайн. Я визуал, мне хочется смотреть, создавать, и чтобы люди это видели. Спустя полгода в компании появилась возможность перепрофилироваться в дизайнера, и я ее не упустил. Потом съездил в Москву на неделю, нашел там работу, вернулся в Одессу и забрал документы из института. Мне оставалось полгода до диплома инженера-программиста, но я не хотел ждать.
Как тебя встретила Москва?
Оказалось, москвичи почему-то любят Одессу, поэтому приняли меня очень тепло. Я быстро развивался как профессионал, часто менял работу. Начал в небольших дизайн-агентствах, а через пару лет, в 2010 году, перешел в большую рекламу, в международные агентства. Появились интересные проекты и возможность пробовать свои силы на фестивалях.
Чем отличается работа в маленьких агентствах от работы в крупных?
Это заслуживает отдельного манифеста. Если коротко: большая компания может позволить себе нанять дорогого узконаправленного специалиста, в то время как маленькая или молодая старается найти человека, который закроет как можно больше брешей. Я сейчас как раз пишу статью, где рассказываю, почему получить работу в крупной компании в Британии проще, чем в очень средней в Москве.
Случается такое, что рождается отличная идея, а до воплощения не доходит?
К сожалению, довольно часто. Ты как художник что-то себе придумываешь, но не все хотят или могут это реализовать.
Пару лет назад я предложил московскому Nike проект: перенести идею разнообразия подошв кроссовок на колеса инвалидных колясок. Nike выпускают обувь, вокруг которой сложились свои культурные контексты, разные модели носят люди, относящие себя к той или иной культуре. Моим предложением было сделать подобное с колесами, взяв за основу дизайн подошв. Если человек любил культуру Nike Run, раньше бегал, а сейчас обстоятельства так изменились, но он по-прежнему может быть частью той культуры, жить по принципу Nike: не просто бежать по дороге, а бежать по жизни. Идея понравилась, но возникла проблема с реализацией: согласования с головным офисом и производство колес, по их расчетам, заняло бы не менее 5 лет.
Другой пример: мы делали кампанию в поддержку LGBT. Построили большой стеклянный бокc, над боксом установили специальную распыляющую установку. Когда светило солнце, вода распылялась и появлялась радуга. Мы стучались во все двери, но бренды не хотят говорить о социальных проблемах, потому что прежде всего ищут на чем заработать.
Почему ты стремишься решать социальные проблемы? Тебе бы хотелось поменять сознание людей?
Раньше я бы ответил, что да. Сейчас я стал циником в своей области, как врачи, наверное. Я больше не верю в рекламу, которая якобы преследует добрые цели. Бренды на этом пиарятся, а по факту ничего менять не хотят. Чтобы менять сознание, надо жизнь менять в целом, начиная со школьного образования.
Как ты находишь клиентов?
В основном по рекомендациям, меня на рынке знают. Мы участвуем в питчах, нас выбирают. Кто-то приходит сразу с предложением о сотрудничестве. Бывает, мы сами выступаем с инициативой, когда у нас рождается классная идея для какого-то бренда. Нам интересны разные клиенты: и крупные, и средние, и небольшие. Главное – взаимное желание делать хорошую качественную работу, добиваться результатов и получать удовольствие от процесса.
Как к тебе приходят идеи? Есть ли у тебя свои приемы?
Это очень простой процесс, как и в любой работе: я стараюсь соединять уже существующее с чем-то новым. Никакого секрета нет.
Есть расхожее мнение, что в Лондоне уже все придумано. Ты с этим согласишься?
Жизнь здесь бурлит: что-то закрывается, что-то открывается, что-то трансформируется. Новые потребности стимулируют появление новых решений и новых каналов их воплощения. Для меня реклама на первом этапе была искусством, но со временем превратилась в инструмент привлечения внимания к бизнесу и генерирования финансового потока. Но в любом случае мне важно, чтобы она была сделана максимально хорошо и с умом.
В Москве и Лондоне дела ведутся одинаково?
Это практически диаметральные противоположности. Если в Москве часто подходят с позиции могущества и силы, то в Лондоне такое поведение – гарантия потерять партнера. Здесь в почете дипломатия и вежливость, вся рабочая коммуникация очень корректна, что положительно сказывается на рабочем процессе и продуктивности. В России ты слушаешь – в Великобритании тебя слышат.
Почему клиент должен заказать создание сайта в Mate and Mate, а не воспользоваться шаблонами, допустим, WordPress или Tilda?
Возвращаясь к нашей работе для Level Kitchen, скажу, что это уникальный, качественно новый продукт, на который идут клиенты, и завидуют конкуренты. Продажи сервиса выросли в несколько раз, дизайном сайта вдохновляются или без смущения копируют. Tilda – это все же шаблон, хоть и симпатичный. Вряд ли он способен тягаться с индивидуальностью оригинальной разработки.
Легко ли клиенту самостоятельно администрировать созданный вами сайт?
Поддержка бывает разной. Внести несложные обновления, вроде замены картинок или текста, клиент может самостоятельно через админ-панель. Над более значительными корректировками должен работать человек со специальными навыками, разработчик. Сайт – это комплексная экосистема, законы функционирования которой необходимо знать. Проведем параллель с машиной: нетрудно сменить чехлы или повесить новый ароматизатор, но обслуживание в сервисе никто не отменял.
Какие направления рекламы, помимо диджитал, тебе нравятся?
Мне очень нравится печатное искусство, поэтому я всегда смотрю с некоторой завистью на печатную рекламу. Видимо в силу того, что я визуал, как уже говорил. Печать можно потрогать, рассматривать, повесить на стену. Можно использовать разную бумагу: глянец – не глянец, с перфорацией – без перфорации, бесчисленное множество вариантов. Диджитал этого лишен: сегодня твоя работа есть, возможно, она даже вызвала эмоцию, но завтра ее вытеснит другая – такой круговорот.
Mate and Mate – большая команда?
В основном составе агентства 6 человек. Кроме того, мы регулярно привлекаем других специалистов под конкретные задачи. Сейчас с нами более 10 человек, работающих дистанционно. Мы предпочитаем формировать максимально эффективную команду под проект.
С другой стороны, у нас нет стремления создать корпорацию и пустить дела на поток. Нам важнее и интереснее чувствовать каждый бизнес изнутри, устанавливать качественные отношения с клиентами. Возможно, это не самая прибыльная форма ведения бизнеса, но она позволяет нам создавать уникальный продукт, за которым к нам и приходят.
И в завершение отвлеченный вопрос: у одесситов репутация креативных, изобретательных людей – в чем секрет?
Одесса – это портовый город, вольная гавань, бывшая свободная торговая зона, которая привлекала к себе великих комбинаторов. В городе, где выросло не одно поколение выдающихся жуликов, воров и евреев, сложно не быть креативным. Должно быть, мы вдыхаем это вместе с одесским воздухом (смеется).
+44 75 7536 6866
Беседовала Анна Корякина