RUTÁGE MAGAZINE

Как построить Дом мечты

Katia FilatovaПредставления общества о том, что же такое «дизайн интерьера» и как на самом деле работает дизайнер, зачастую существенно расходятся с реальностью. Мы можем долго рассуждать о целой пропасти между восприятием действительности мастером и заказчиком, но лучше дать слово профессионалу. Знакомьтесь: KАТЯ ФИЛАТОВА, архитектор и дизайнер интерьеров, владелец дизайн-студии White Inc.

Итак, самый непростой, во многих смыслах слова, шаг сделан, и вас можно поздравить – вы стали обладателем своего собственного очага!.. Обладателем пространства, которое будет служить одновременно крепостью и тихой гаванью, будет прощать слабости и отмечать вместе с вами победы, станет свидетелем многих (если не большинства) самых счастливых моментов вашей жизни и надёжно укроет от назойливого мира, когда вам будет грустно.

Вся суета агентов, продавцов, юристов, родных, друзей и т.д. позади, ключи от дома лежат на подоконнике пустой гостиной и вы наконец-то можете просто побыть в тишине и сказать своему новому дому «привет!». Мысли необратимо следуют за взглядом, и вас начинает захлёстывать множество идей и вопросов на весьма животрепещущую тему – как бы я хотел преобразить свой дом? Что для этого нужно? Какая стилистика? Сколько всё это стоит? Кто мне сможет в этом помочь?! И вот вы уже думаете о том, где его искать – архитектора/дизайнера по интерьерам.

Работа дизайнера – это не только владение типичным набором функциональных навыков (определенными компьютерными программами, карандашами или красками, знаниями где найти тот или иной материал). Это еще и умение мыслить и творить в рамках философии дизайна в целом, а также осознание своего личного креативного подхода.

Я начинаю работу над брифом клиента с анализа самого человека – его психологического профиля, образа жизни, привычек… Для этого предлагаю ответить письменно или при встрече за чашечкой чая на ряд вопросов и провожу с ним серию бесед. Параллельно занимаюсь знакомством с той частью города, где находится дом заказчика. Даже если я знаю каждый камень на мостовых этого района, все равно затрачиваю несколько дней на то, чтобы увидеть эти улицы и сады как в первый раз, уже через призму конкретного человека. Пью чай в кафе поблизости от его нового жилища, покупаю что-нибудь в лавках местных торговцев и болтаю с ними о местных новостях, читаю в парке или саду, в котором будет отдыхать заказчик со своей семьей.

Размышляя «от общего к частному» я, в итоге, перехожу к знакомству с самим пространством дома – его формой, существующей эргономикой… какой свет наполняет эти комнаты утром? Вечером? Слышны ли звуки улицы? Что видно из окон? Все крупицы информации и впечатлений находят отражение на создаваемой мной moodboard. Эмоции, мысли, факты – всё это транслируется во множестве образов, из которых я составляю коллаж. Именно эта «история в образах» служит отправной точкой для работы над концепцией дизайна.

Я перечислила уже много проработок на начальном этапе работы с проектом, но вы не ошиблись, не увидев в их числе ничего, касающегося фазы «отделки и наполнения». Они для меня второстепенны и напрямую вытекают из всей предварительной аналитической работы, т.к. отношусь я к каждому проекту исключительно через призму дизайн-концепции, т.е. основной идеи проекта. Chelsea Refurb DetailingЭта идея впоследствии транслируется во всё – в планировку, в выбор цвета, текстуры, стиля… Никаких «сделаем в таком-то стиле», или «а вот сейчас тенденция такая-то, поэтому предлагаю то-то», или «так как клиенту нравится то-то», или «мне безумно нравятся такие-то элементы, использую их»… Приемлемо лишь одно: после того, как созданная базовая концепция согласована с клиентом, дизайнер развивает её линию. И это вовсе не является чем-то, даже отдаленно напоминающим интерьер. Это может быть всё, что угодно. Форма. Цвет. Ощущение. Звук. Движение. Запах. Всё это вместе.

После первоначальных встреч с одним заказчиком, где он и его родные несколько раз повторили, что им не хватает радости и смеха в жизни (за плечами были нелёгкие годы развода), я несколько дней размышляла о том, как подойти к созданию концепции в их случае… А в голове всё время звучало «хотим радость и смех». В итоге я нарисовала форму химической структуры молекулы серотонина («молекулы счастья») и взяла этот эскиз за основу планировки дома. Чтобы, как они того и хотели, у них был дом, содержащий в себе структуру счастья. Для меня очень важно создавать не то, что нравится мне самой, не то что модно, и не то что заранее задумал заказчик. Я подхожу к каждому проекту со всей серьезностью профессионального психолога, поэтому обязана сначала понять, чем живет мой клиент, что он ест, как спит, как проводит время, готовит ли дома, читает ли на полу, спит ли на диване, куда кладёт ключи, возвращаясь домой, где и когда снимает обувь… Только так возможно создать для каждого неповторимую концепцию, которая позволит сделать Дом именно его Домом, а не выставочным залом стильных вещей.

А дальше работа продолжается в формате эскизов, чертежей, подборки материалов и элементов пространства. Это и есть те самые «отделка и наполнение». Скажу сразу: это непросто, не все клиенты готовы к такому подходу изначально. Но оно того стоит. У меня были случаи, когда я отказывалась от работы, аргументируя это так: «Вам не нужен дизайнер, вам нужна удачная подборка каталогов. Не тратьте свои деньги, я пришлю каталоги по почте и вы успешно сами сможете отобрать желаемое. Это будет самая эффективная форма решения в вашем случае». Я думаю, успех любого художника полностью зависит от способности не идти на компромисс с самим собой, а найти своего клиента и показать ему новые горизонты, о которых тот, возможно, раньше и не задумывался.

Дизайнеры – не прорабы, которые в состоянии блестяще сделать ремонт по указанию заказчика. Это творческие люди, стремящиеся вложить в проект нечто большее, чем перечень удачно скомпонованных материалов. В этом наше основное отличие также и от девелоперов. Потому и смысл «добавочной стоимости» нашей работы я вижу не в том, чтобы сделать то, что человек хочет, но не имеет на это времени. Мы представляем иной взгляд на его желания и стремления, который он сам не сгенерировал бы, но такой взгляд отразит его суть как нельзя лучше.

Chelsea Refurb Detailing

Работая над заказом, я предлагаю клиентам подумать над тем, что для них означает понятие “threshold” – «эмоциональный порог жилища». В конце концов, мы все разные – один чувствует себя дома, когда заворачивает за угол на свою улицу и слышит запах кофе из соседней кофейни, а другому необходимо пройти внутрь своего дома, закрыть за собой дверь, снять обувь, положить вещи и непременно что-то изменить в положении вещей в пространстве. Например, придвинуть стул к столу, приоткрыть окно, переставить на другое место свою чайную чашку, и только тогда он почувствует себя Дома. Да и вечером мы возвращаемся домой уже не такими, какими были утром. А значит, и уютное утреннее положение вещей вечером не отражает нас и нашего нового настроения и состояния. Удачно исполненная работа дизайнера позволяет человеку органично расти и меняться вместе со своим жилищем, не теряя ощущения своего очага даже спустя годы.

0