fbpx

Золушка в стиле панк

Ее путь на Олимп мировой моды похож на новую сказку о Золушке в стиле панк, которая вдохновлялась любовью и духом лондонских улиц. Ее коллекции стали символом английской моды – бунтарской, эпатажной и всегда готовой к экспериментам, как, впрочем, и сама Вивьен Вествуд

Vivien

Школьная учительница

Вивьен Илизабет Свайр (настоящее имя Вивьен Вествуд) родилась в городе Глоссоп в Дербишире 8 апреля 1941 года. Спустя несколько лет они с семьей переехали в Северную Англию, где Вивьен поступила в школу художников «Харроу», а чуть позже и в школу художественного искусства «Трент парк». Семья будущего дизайнера была крайне бедна, поэтому Вивьен пришлось рано выйти замуж по принципу «за кого угодно, только подальше от семейного кошмара, нищеты и голода». Ее избранником оказался владелец танцевального зала Дерек Вествуд. Свадебное платье, кстати, девушка сшила себе сама.

Из-за замужества Вивьен пришлось оставить художественную школу, хотя педагогическое образование она все же получила и даже устроилась работать учительницей начальных классов. Перспектива заурядной семейной жизни мало прельщала Вивьен, к тому же бизнес мужа обанкротился и в доме не прекращались скандалы, поэтому после трехлетней совместной жизни она развелась с Дереком, оставив себе только его фамилию Вествуд и двоих детей – дочь Роуз и сына Бенджамина.

Роковое знакомство

Вскоре после развода в жизни Вивьен произошла судьбоносная встреча – она познакомилась со студентом школы искусств Малкольмом Маклареном – будущим вдохновителем стиля панк и продюсером скандально знаменитой группы Sex Pistols. Благодаря Малкольму Макларену, Вивьен Вествуд начала всерьез интересоваться дизайном и в 1971 году занялась моделированием одежды. Они открыли магазин Let It Rock на Кингз Роуд в Челси, где продавали музыкальные диски и одежду в переживавшем второе рождение стиле 50-х Тедди-бой. Магазин позднее был переименован в Too Fast To Live Too Young To Die (1973-1974), а затем в Sex (1974-1976).

Vivien

Перемены в названии были не случайны: Вивьен и Малькольм чувствовали приближение окончания эры хиппи и стали продавать одежду в стиле панк. Эмблемой Too Fast to Live, Too Young to Die стал пиратский флаг. Бутик стал выражением разработанных парой стилей панк и порношик: в нем играла запрещенная музыка, стены были украшены картинками из порножурналов и неприличными надписями, а аксессуарами служила атрибутика секс-шопов. Их магазин стал центром лондонской панк-тусовки. Вивьен Вествуд к тому времени сделала новую прическу – короткий ежик на обесцвеченных перекисью волосах, который впоследствии станет «фирменным знаком» панков всего мира.

Стиль панк подразумевал использование необычных элементов в одежде (например, ошейников и цепей в качестве украшений) с традиционными элементами (ткани в клетку и пр.). Рваная одежда, деним, символика британского флага стали любимыми деталями коллекций Вествуд. По сути Вивьен Вествуд создала моду из антимоды, потому в 70-х панк был чисто уличной, анархической культурой, тесно связанной с музыкой. «Мы бунтовали против всего, что не принимало наше поколение», – говорит о тех временах Вивьен.

В 1977 году королева Елизавета II отмечала 25-летие со дня принятия престола. Группа Sex Pistols в качестве поздравления выпустила сингл God Save The Queen, на обложку которого была помещена фотография монаршей особы с надписью «Боже, храни королеву» вместо глаз и названием группы вместо губ. Вивьен Вествуд продолжила тему и выпустила майки с портретом Елизаветы, на котором ее рот был проткнут английской булавкой. Эпатажный и дерзкий поступок музыкантов и дизайнера шокировал консервативное английское общество, но сделал их еще более популярными. В 1978 году Вивьен Вествуд создала бренд Vivienne Westwood.

От панка к романтизму

Vivien«Но бунтарство затухло, и больше неоткуда было черпать силы, – в одном из интервью призналась Вивьен Вествуд. – В какой-то момент я хотела бросить моделирование. Но потом стала изучать, как работают другие дизайнеры и поняла: тот же Диор – это же стиль эпохи королевы Елизаветы! Да, онрадикально изменил все, что увидел в том времени, добавил какие-то детали – немного опустил корсеты, сделал более пышными рукава. Но силуэты, образы – они пришли из прошлого! И я тоже решила обратиться к истории».

В 80-х Вивьен перечитала роман Дюма «Три мушкетера», изучила старинные гравюры и решила создать коллекцию на стыке прошлого и современности. Так родилась самая звездная коллекция Вествуд – «Пираты». «Знаете, мне нужны были брюки… Такие штаны, которые выглядели бы так, словно их носило, не снимая, несколько поколений – оттянутые карманы, отвисшая задница. Я нашла подобную модель на одной из старинных гравюр. И это стало самой авангардной моделью начала 80-х. Из «Трех мушкетеров» родились мои «Пираты».

Исторический романтизм в последствии стал стержнем фирменного стиля Вивьен Вествуд. В 90-ые дизайнер продолжает иронически переосмысливать моду XVIII-XIX вв. со словами «единственный путь в будущее – это оглянуться назад». Фасад ее бутика «Конец света» украсили часы, идущие в обратную сторону.

Дама Британской Империи

Сегодня популярность Вивьен Вествуд продолжает Vivienнабирать обороты. Ее панковское отношение к жизни стало в начале века еще актуальнее, а ее британский патриотизм неповторим. Все ее коллекции – во славу английской эксцентричности и умению смешивать несовместимое. Неспроста ей был пожалован титул Дамы Британской Империи.

Вивьен Вествуд находится на вершине модной индустрии дольше прочих, и для многих является образцом для подражания. Одновременно сверхмодная и озорная, она поражает всех своими выходками, как например, детской футболкой из коллекции 2005 года с надписью «Я НЕ ТЕРРОРИСТ, не арестовывайте меня» или тем, что в 62 года она снялась обнаженной для одного из модных французских журналов.

Ее клиентами являются Гвен Стефани, Гэри Холл, Мик Джаггер, Пит Бернс, Накашима Мика, Фирн Коттон, Наоми Кэмпбэлл и другие. В свадебном платье от Вивьен Вествуд появилась героиня Сары Джессики Паркер Кэрри Брэдшоу в полнометражном фильме «Секс в большом городе».

Сейчас 70-летняя Вивьен Вествуд замужем за своим бывшим учеником, австрийским дизайнером Андреасом Кронталером, который в два раза младше ее самой. «Хотелось бы дожить до 100 лет со всем тем, что я из себя представляю» – признается Вивьен, вечная девушка с копной развевающихся рыжих волос.

Текст: Инна Макаренко