RUTÁGE MAGAZINE

Государственный академический Большой симфонический оркестр отправился в турне

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского отправился в большое концертное турне, в рамках которого выступит на крупнейших концертных площадках Великобритании и Китая. Оркестр посетит такие города, как Лондон, Лидс, Лландидно, Саутенд-он-Си, Гилфорд, Бирмингем, Суонси, Кентербери, Уотфорд, Ковентри, Бристоль, Шеффилд, Карлайл, Эдинбург (Великобритания); Пекин, Тяньцзинь, Шэньян, Шанхай, Нанкин, Ухань (Китай). Всего за 36 дней оркестр даст 30 концертов, причем в некоторые дни выступит по два раза — днем и вечером.

Концерт в Лондоне (Cadogan Hall) состоится 10 октября в 19.30. В этот день с оркестром выступит пианист Павел Колесников. За дирижерский пульт встанет маэстро Владимир Федосеев.  

В концертные программы английского турне вошли произведения П.Чайковского, А.Бородина, Я.Сибелиуса и Р.Воан-Уильямса. Оркестром будут управлять Владимир Федосеев, Денис Лотоев и Сергей Поляничко, в качестве солистов с БСО выступят пианист Павел Колесников и скрипачка Дженнифер Пайк. В Китае, где оркестр имени Чайковского в нескольких городах представит цикл «Все симфонии Чайковского», за дирижерский пульт БСО помимо маэстро Владимира Федосеева встанет Миша Дамев (Швейцария).

В преддверии гастролей в Лондоне состоится презентация англоязычной версии книги, выпущенной к 85-летию Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского — 6 октября в посольстве России в Великобритании и 7 октября в книжном магазине Waterstones Piccadilly. Автор Сергей Хачатуров озаглавил книгу «Медиум», подразумевая при этом творческую деятельность художественного руководителя оркестра Владимира Федосеева. Уже более сорока лет дирижер возглавляет коллектив, и многие памятные страницы этих десятилетий получили свое отражение на страницах издания. На презентации книги выступит Струнный квартет Большого симфонического оркестра.

Если в Китае Большой симфонический оркестр имени Чайковского выступает нечасто, то его концертная деятельность в Великобритании, а также творческие контакты музыкантов с английскими исполнителями и дирижерами имеют долгую историю. В свое время Владимир Федосеев стоял за пультом Королевского симфонического оркестра (Лондон), а Большим симфоническим управляли Ховард Гриффитс и Дитфрид Бернет. Среди солистов, игравших с БСО, — Фредерик Кемпф, а также Даниэль Хоуп, который впервые выступил в Москве именно с этим коллективом. Но началось творческое взаимодействие не с гастролей и даже не с приглашений английских солистов. В марте 1956 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся концерт исключительно английской музыки, в котором наряду с исполнявшимися ранее Большим симфоническим оркестром произведениями («Фасад» У.Уолтона, «Лондонская увертюра» Дж.Айленда и Интерлюдия Б.Бриттена) впервые в нашей стране прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром А.Блисса (солистка — Т.Николаева). В Англию оркестр выехал спустя десять лет — в 1966 году, приняв участие в 72-м сезоне «Променад-концертов» имени Генри Вуда в лондонском Альберт-холле. Тогда состоялось первое исполнение в Западной Европе симфонической поэмы Д.Шостаковича «Казнь Степана Разина»; кроме того, прозвучал цикл Г.Малера «Песнь об умерших детях» (солистка — английская певица Ж.Бейкер). После блестящих выступлений в Альберт-холле оркестр стал постоянным гостем концертных залов Туманного Альбиона.

Последние тридцать лет концертные турне оркестра по городам Великобритании проходят раз в 2–3 года. Оркестр выезжал в Англию в ноябре 1985 и в ноябре 1988 (с участием пианиста Н.Демиденко), в мае 1990 и в апреле 1991 (с пианистами В.Овчинниковым, C.Иголинским), в сентябре 1992 (в программы гастролей вошли сочинения английских композиторов В.Уильямса и Ф.Мартина), в ноябре 1995 (в числе исполненных произведений — «Английское каприччио» Б.Чайковского; в турне принимал участие пианист М.Рудь), в феврале-марте 1998 года (выступления БСО состоялись в Лондоне, Кембридже, Бирмингеме, Манчестере и других городах страны). В 2000 году оркестр выступал в Лондоне, Суиндоне, Бристоле, Кардиффе, Ковентри, Карлайле, Халле, Утрехте; в октябре 2003 года посетил Мидлсбро, Ноттингем, Шеффилд, Эдинбург и другие города Великобритании. В августе 2005 года коллектив под управлением Владимира Федосеева принял участие в Эдинбургском международном фестивале, где с Балетом Пенсильвании исполнил «Лебединое озеро» П.Чайковского (хореография Кристофера Уилдона), а также в отдельном концерте — Героическую симфонию Л.Бетховена, симфоническую сюиту С.Прокофьева «Война и мир» и Торжественную увертюру П.Чайковского «1812 год». Последние масштабные английские гастроли состоялись в октябре 2013 года, после чего — в феврале 2014 года — оркестр удостоился чести открыть в Лондоне Год культуры России и Великобритании.

Английская пресса всегда очень тепло откликалась на выступления БСО: «Открытие Уотерфронт-холла ознаменовалось целой серией блистательных концертов оркестров-гастролеров, но концерт Симфонического оркестра имени Чайковского может считаться событием величайшего значения» (The Belfast Telegraph, 27 февраля 1998); «Было что-то ностальгическое в исполнении БСО под управлением Владимира Федосеева. Ни одна художественная организация России последние десять лет не прошла без потерь, поэтому было особенно приятно услышать, что хотя бы этот оркестр сохранил свою индивидуальность и только ему присущий “русский дух”» (The Daily Telegraph, 22 ноября 2000); «Федосеев научил своих музыкантов “писать” в едином стиле. И их “рукопись” движет каждую музыкальную фразу с такой энергией, что эмоциональное наполнение мелодии постоянно и трепетно перерождается» (The Times, 22 ноября 2000). После концерта в Ашер-холле на Международном фестивале искусств в Эдинбурге в августе 2005 года в заметке газеты The Herald было написано: «Поразительное исполнение сочетало мощь, четкость и движущую силу — всё, что можно было ожидать от самого эффектного и замечательного оркестра этого фестиваля», а в октябре 2007-го автор World and Music описал свои впечатления так: «Когда оркестр приступил к исполнению рапсодии Рахманинова на тему Паганини, а элегантный и властный Владимир Федосеев поднял свою палочку, казалось, оркестр так и выдохнул: “Вот это наша музыка”. После антракта нам была предложена “Шехеразада” Римского-Корсакова… И снова это была “их” музыка… Блестяще! Настоящее пиршество!» (World and Music, 3 октября 2007).

Рядом восторженных публикаций в прессе было отмечено и открытие в Лондоне Года культуры России и Великобритании, состоявшееся в феврале 2014 года:

Звучание Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского отличается сегодня такой же глубиной, таким же богатством красок, как и несколько десятилетий назад, когда я в последний раз его слышал. Причиной тому, вероятно, послужило длительное пребывание на посту главного дирижера оркестра Владимира Федосеева, который возглавляет коллектив уже сорок лет. Большой симфонический оркестр сделал в Лондоне акцент на самой тяжелой симфонии Шостаковича, военной Восьмой. Нежные изгибы русских струнных (а такое звучание в Royal Festival Hall труднодостижимо) и решительные контрабасы были сразу же дополнены бесконечной оркестровой мощью. Деревянные и медные духовые, как выяснилось, сдерживали себя в могучей первой части, чтобы позже высвободить энергию и заиграть с удвоенной силой. Мне еще никогда не доводилось слышать более мощной и неумолимой токкаты — с ревом и свистом снарядов. Мурашки от восторга…

Дэвид Найс, «The Arts Desk» (февраль 2014)

————————

Выступление Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского под управлением художественного руководителя коллектива Владимира Федосеева в рамках перекрестного Года культуры Великобритании и России объединило произведения двух титанов русской музыки: Чайковского и Шостаковича. <…> Восьмая симфония Шостаковича прозвучала во втором отделении: произведение, задуманное с малеровским масштабом, как эпическая трагедия, было пронизано гротеском и зловещим юмором. Игре оркестра были присущи глубина и вес, обеспечившие соответствующее великолепие одному из самых претенциозных полотен композитора. 

Джордж Холл, «The Guardian» (февраль 2014)

————————

Концерт, открывший программу мероприятий Года культуры Великобритании и России, стал крупным событием. Показав нам в первом отделении, с каким тонким вкусом может быть исполнена музыка Чайковского, Федосеев теперь должен был убедить коллектив играть Восьмую симфонию Шостаковича в абсолютно другой, по сути, противоположной манере. И оркестранты его не подвели.

Айван Хьюетт, «The Telegraph» (февраль 2014)

https://www.cadoganhall.com/

http://www.bso.ru/

________________________
0