RUTÁGE MAGAZINE

Максим Емельянычев: чтобы было крещендо

Знаете, так бывает: когда впервые видишь человека, в голове, воображении появляется какая-то смутная, полупрозрачная ассоциация. Вроде бы нет ничего конкретного, даже тонкого намёка, но цепочка приходит в действие и… Вот так Максим Емельянычев у меня ассоциируется с Маленьким принцем. Тем, что он делает, как делает…

В режиме концерта и вне его – всю свою жизнь Максим Емельянычев рассматривает под музыкальным углом. Его уже окрестили «самым востребованным российским дирижёром своего поколения», «новой европейской звездой», «музыкальным открытием»», «человеком-оркестром». Это не пустые и громкие, а вполне заслуженные слова.

Сегодня его рабочий – концертный – график расписан на год вперёд. Он востребован и как дирижёр, и как клавишник. Причём в крупнейших оркестрах и на самых престижных сценах мира. Эдинбург, Лондон, Севилья, Лион, Милан, Токио, Санкт-Петербург…

Признание

В свои 29 лет он уже стал номинантом Grammy, лауреатом многих международных конкурсов и премий, в том числе ECHO Klassik 2016, International Opera Awards и International Classical Music Awards.

До этого были международные награды на конкурсе клавесина Musica Antica в 2010 году, на конкурсе имени Ганса фон Бюлова в 2012 году.

В 2014 году Максим, служивший тогда в Пермском театре оперы и балета, получил самую престижную театральную премию в России – «Золотую маску». Это была специальная премия жюри музыкального театра за исполнение оперы «Свадьба Фигаро». Потрясает формулировка, с которой её присудили хаммерклавиристу Максиму Емельянычеву: «За чувство стиля и головокружительное упоение точностью». Это был первый случай, когда премию получил не оркестр, а отдельный музыкант.

Он любит всё, что касается музыки, и всему с интересом учится. Именно так он освоил фортепиано, клавесин и некоторые другие исторические клавишные инструменты, стал одним из двух (всего!) корнетистов в современной России. А в мире их чуть больше тридцати.

И если для кого-то награды, премии, диски – это достижения, этапы, то для Максима – это люди. Люди, принадлежащие к миру музыки, у которых он учится.

О желаниях

Если у людей спросить об их желаниях, ответы будут самые разные. Один мечтает о доме в лесу, другой хочет научиться говорить на четырёх языках, третий грезит путешествиями, четвёртый желает сесть на шпагат… Все эти посылы в космос постоянно меняются в зависимости от времени, ситуации, настроения.

А вот когда журналисты задают вопрос о мечтах, планах, карьере Максиму Емельянычеву, он отвечает, практически не раздумывая: «Всё, чего я хочу, – это создавать музыку». И действительно, глядя на его жизнь в музыке и жизнь музыки в нём, понимаешь, что его желание исполнится. Даже нет, не исполнится. Оно исполняется постоянно. Это процесс, как говорит сам Максим, «…чтобы было крещендо».

И его игра на барочном корнете свидетельствует о желании быть как можно ближе к тому аутентичному звуку, который можно было услышать в эпоху Позднего Возрождения. Вот такое вот необычное, красивое желание. Реализованное.

Ход жизни

Если бы молодому русскому дирижёру потребовалось заполнить CV для устройства на работу, то в нём, помимо обучения в Нижегородском музыкальном колледже имени М. А. Балакирева по специальностям «инструментальное исполнительство (фортепиано)» и «дирижирование», в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского на курсе Геннадия Рождественского, изучения игры на клавесине и хаммерклавире под руководством Марии Успенской, были бы указаны такие места работы, как Государственный академический камерный оркестр России, Music Aeterna, Sinfonia Varsovia, Национальный филармонический оркестр России, Национальный оркестр Испании, барочный оркестр Il Pomo d’Oro. Ещё есть молодёжный камерный оркестр Veritas, организатором и руководителем которого Максим Емельянычев сам и является.

Сегодня

Теперь этот внушительный список пополнился Шотландским камерным оркестром, где в сентябре 2019-го Максим Емельянычев стал главным дирижёром. Совсем недавно они совместно со звукозаписывающей компанией Linn Records выпустили свой первый альбом. В него вошла Симфония № 9 Франца Шуберта, уже ставшая визитной карточкой Емельянычева. Ведь именно с неё в марте 2018-го началось сотрудничество с Шотландским камерным оркестром.

Инаугурационный концерт молодого дирижёра состоится во вторник, 19 ноября, в Королевском зале Эдинбурга, где в финале вечера он выступит с Симфонией № 41 до мажор Моцарта, известной как «Юпитер».

И можно только порадоваться за Максима и даже чуть-чуть позавидовать зрителям, которым посчастливится попасть на его концерт. Он впечатляет, потому что работает легко, восторженно и без ограничений. Не стоит его классифицировать, сравнивать – лучше поддаться очарованию, и вы сами не заметите, как получилось, что у дирижёра появились дополнительные руки. Будете аплодировать каждому движению его красноречивой жестикуляции, которая так разнообразит игру, все её нюансы, текстуры, тонкости. Он дирижирует так, будто это вопрос жизни и смерти, но всегда сохраняет силы для следующего отрывка.

Так почему Маленький принц?

Это всего лишь образ. Уж очень похож в моем воображении Музыкант на Маленького принца. Он помнит, что вырос в музыкальной семье, что его мама пела в хоре, а папа был трубачом в оркестре, что с детства он хотел быть дирижёром и, ещё не ходя в школу, уже умел читать партитуры. Он не любит планировать, верит в везение и случайности и нам напоминает, что жизнь – это не соцсети, экономика, политика, которой он сторонится, и что иногда «слова только мешают понимать друг друга».

Текст: Екатерина Яковлева

Фото: Gordon Burniston

0