Названная ранее парижской прессой «дивой танца, с которой мало кто из звезд может сравниться» Ирина Колесникова продолжает покорять своим искусством поклонников балета на всех континентах. С 14 по 23 августа лондонская публика приглашена на приятное и всегда ожидаемое событие «Сезон Ирины Колесниковой» в знаменитый Колизей. В программе, пожалуй, самые любимые спектакли балерины – «Лебединое озеро» Петра Чайковского и «Баядерка» Людвига Минкуса.
Санкт-Петербургский театр балета – главный участник «Сезонов Ирины Колесниковой» – основан в 1994 году Константином Тачкиным. Это молодая профессиональная компания, с 2007 года ежегодно выступающая в основном за рубежом и всегда с аншлагом. Об этой труппе говорят, что у них есть единство стиля и исполнения. Артисты обучены в лучшей русской балетной традиции, большинство из них выпускники Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. Статус театра Тачкина во многом определяет наличие в составе труппы ярких индивидуальностей, получивших признание, в том числе и на международных конкурсах артистов балета. Самый яркий пример прима-балерина Ирина Колесникова – лауреат различных международных конкурсов артистов балета, обладательница многих призов и званий.
Ирина Колесникова в нынешнем сезоне по традиции также объединила выдающихся танцовщиков, среди которых звездные партнеры балерины – Денис Родькин из Большого театра, Кимин Ким из Мариинского и Вадим Мунтагиров из лондонского Королевского балета. Для исполнения главных ролей Ирина пригласила приму Национальной Оперы Украины Наталью Мацак и Екатерину Кирсанову из Большого. Сама она тоже танцует Одетту-Одилию в «Лебедином озере» и Никию в «Баядерке».
Балет «Лебединое озеро» композитора Петра Чайковского – один из прекраснейших русских балетов. И хотя возраст у него преклонный, красоты своей за это время он не растерял. Здесь выпевает свой лебединый танец королева лебедей Одетта, кружатся в белом хороводе девушки-лебеди, коварная Одиллия соблазняет принца Зигфрида, и в конце концов любовь и счастье побеждает зло. Интересно, что премьера балета Чайковского «Лебединое озеро», состоявшаяся в Большом театре в Москве 1877 года, сначала успеха не имела. И лишь спустя восемнадцать лет, уже в Императорском театре Санкт-Петербурга в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова, через год после смерти Чайковского «Лебединое озеро» потрясет зрителей и критиков и станет одним из самых любимых балетов всех времен.
Постановка этого спектакля Юрия Гумбы в исполнении Санкт-Петербургского театра балета и приглашенных танцоров представляет собой увлекательное смешение русских и западноевропейских балетных традиций. Она рассказана просто, безо всяких подтекстов, аллегорий и инноваций. Романтичным принцем Зигфридом перед нами предстал солист Большого театра Денис Родькин, которого все же нельзя отнести к числу особо динамичных танцовщиков. Он обаятелен, статен, хорошо сложен, его персонаж, как все принцы, немного мечтателен и меланхоличен. Танец, позы и жесты Дениса элегантны, прыжок отличается высотой и мягким приземлением. Родькин нигде не нарушает красоту классической формы танца и хорошо смотрится в паре с Колесниковой.
Ирина Колесникова в спектакле «Лебединое озеро», по мнению зарубежных критиков, исполняет свою лучшую роль. Она демонстрирует безукоризненное мастерство и чувственность, редко может позволить себе неверный шаг, уместно импровизирует, что в результате вызывает восхищение ею как балериной и вводит зрителя в полный восторг. С другой стороны, Одетта-Одиллия Ирины Колесниковой признана многими лучшим исполнением этой роли на данный момент.
«Лебединое озеро» Колесникова исполняет много лет, поэтому технических трудностей для нее не существует, она свободно отдается музыке. В рамках ее интерпретации, действительно, возникают мгновения неожиданные, завораживающие изяществом и мастерством исполнения. И в сцене лебедей, и во дворце принца – красивые позы, пленительная грация… Смотреть на нее – удивительное наслаждение.
И все же на этот раз с царственной осанкой и элегантными руками, виртуозно передающими настроение и чувства героини, она намного больше воплощала величие Одиллии, чем нежность и смирение Одетты. В третьем акте ее героиня с блестящей виртуозностью соблазняет принца Зигфрида и делает это так убедительно и страстно, что мы забываем все что видели ранее, – по силе исполнения эта сцена обольщения намного превосходит лиричную сцену у озера.
В роли Злого гения в данном спектакле выступил яркий, характерный Дмитрий Акулинин. Ротбарта всегда танцевать сложно, к тому же у него не очень удобный костюм с крыльями, которые являются немаловажной частью образа и во время спектакля должны подвергаться всякого рода манипуляциям. Да и вообще вызвать восторг и симпатии зрителей, играя отрицательного персонажа, нелегко, но Дмитрию, к всеобщей радости, это удалось. Удивительное удовольствие доставил Сергей Федорков в роли шута, который не только развлекал публику, но и показал высокое мастерство исполнения. Вызвали приятные эмоции яркой игрой чарующая балерина Анна Самострелова и исполнением испанского танца изысканно элегантные Лариса Фабричнова и Антон Мальцев.
Многие критики считают, что присущая «Лебединому озеру» смесь сказочных замков и балетных пачек из тафты старомодна, но в то же время от русских театров за рубежом ждут именно классических балетов. Тот факт, что на спектакли «Сезона Ирины Колесниковой» билеты были распроданы еще до начала гастролей, только подтверждает, что русский балет, в частности в Лондоне, внимание зрителей привлекает. Волшебная музыка П. Чайковского в исполнении оркестра Санкт-Петербургского балета под управлением Тимура Горковенко, стильные декорации художника Семена Пастуха, яркие костюмы Галины Соловьевой, талантливый исполнительский состав и конечно элегантная хореография – вот что вызывает неподдельный интерес и составляет балет «Лебединое озеро», который еще можно увидеть в Колизее в исполнении труппы Константина Тачкина и приглашенных звезд.
Елена Иванова