RUTÁGE MAGAZINE

Анастасия Ландер: Мы хотим вернуться в оффлайн, и с большей силой

Анастасия Ландер работает в галерее современного искусства Cynthia Corbett Gallery. Несколько лет назад она окончила магистратуру Sotheby’s Institute of Art по специальности «арт-бизнес» и теперь в галерее отвечает за маркетинг и коммуникации, а также возглавляет некоммерческую инициативу Young Masters Art Prize. Елизавета Лопатина побеседовала с Анастасией о деятельности галереи в период локдауна.

Два кластера

По словам Анастасии Ландер, исторически в Лондоне сложились два галерейных района. Кластер Мейфэра вырос из галерей, которые в большинстве своем занимались искусством старых мастеров. Постепенно к ним прибавились галереи современного искусства. Здесь сформировался некий золотой квадрат, где работают довольно состоятельные галеристы, поскольку не все могут позволить себе столь высокий уровень аренды.

Такие галереи, как правило, либо передаются из поколения в поколение либо основаны предпринимателями, заработавшими состояние и начавшими галерейную деятельность. Там большие имена, известные художники.

Практически в противовес последнему в Ист-Энде сложился второй кластер. Отчасти это произошло благодаря усилиям молодых художников, которые в какой-то момент осознали необходимость не только иметь студию, но и пространство, куда можно приглашать зрителей. Где удобно курировать выставки, продавать произведения.

Анастасия Ландер
Анастасия Ландер

В этом случае, как правило, сами художники становились хозяевами галерей. Поэтому, если вам интересно молодое провокационное искусство, лучше начинать именно с Ист-Энда.

Чем занимаются галереи современного искусства? Прежде всего, продажами искусства и развитием художников, с которыми сотрудничают. Эти составляющие идут рука об руку, потому что художник растёт и развивается только если в него вкладывается куратор, галерея, представитель…

Галереи организуют выставки – как групповые, так и персональные. Их деятельность параллельна той, которую ведут публичные музеи – за тем исключением того, что в коммерческой галерее вы можете еще и что-то купить. «Многие галереи занимаются вторичным рынком, таким образом «зеркаля» деятельность аукционных домов. С той разницей, что они не проводят аукционы, а просто могут принимать на перепродажу работы, циркулирующие на рынке уже давно», – комментирует Анастасия Ландер.

Многие галереи представляют работы уже ушедших художников, занимаются их архивом и наследием с точки зрения искусствоведения. Что касается заработка, как правило, галереи традиционно делят прибыль с авторами.

Синтия Корбетт и ее галерея

До открытия собственной галереи Cynthia Corbett Gallery Синтия Корбетт, американка по происхождению, строила карьеру в международной экономике. Специализируясь на развивающихся рынках, она принимала активное участие в крупных проектах, связанных с Тропической Африкой.

Но позже страсть к искусству взяла верх. Тогда Синтия окончила институт Christie’s по специальности «история искусств» и с тех пор принимает активное участие в международной жизни в качестве арт-дилера и патрона. На лондонской арт-сцене её галерея стоит несколько особняком.

Синтия Корбетт
Синтия Корбетт

«У нас никогда не было пространства ни в Мэйфере, ни в Ист-Энде. Галерея всегда базировалась у Синтии дома, в Уимблдоне. В большом особняке, перестроенном из старинного монастыря», – поясняет Анастасия. Профиль четко сфокусирован – галерея работает только с ныне живущими современными художниками и только с первичным рынком.

Пул художников – баланс чёткого видения галеристки и вкуса клиентов. Среди художников можно найти, например, Дебору Аццопарди, которая приобрела мировую известность своими изображениями в стиле поп-арт; Луиса Барбу, вводящего в сюжеты старых мастеров звёзд современности; керамиста Альберта Монтсеррата и многих других.

По словам Анастасии Ландер, клиенты галереи заинтересованы в современном искусстве, которое демонстрирует своё начало в искусстве прошлого. «Художники, которых мы представляем, так или иначе – в технике, в теме или в сюжетах – перерабатывают искусство старых мастеров, импрессионистов, экспрессионистов.

Для кого-то такое искусство может показаться чересчур коммерческим. Оно приятно глазу, но мы этого не стесняемся. Новые имена ищем в инстаграме, на показах выпускников академий – это не только позволяет открыть молодые таланты, но и показывает, что происходит в арт-сфере. Кроме того, часто дают рекомендации наши клиенты и художники», – рассказывает Анастасия.

Весь процесс организационной деятельности галереи проходит онлайн, но иногда команда собирается в особняке галеристки. По записи туда могут прийти также потенциальные клиенты – посмотреть и приобрести картины.

Дебора Аццопарди, “Большой побег” / Deborah Azzopardi, The Great Escape, 2015

Модель, когда у галереи нет фиксированного пространства, особенно оправдывает себя во время локдауна, когда огромное количество галерей потерпело убытки и даже закрылось именно из-за высоких цен на аренду.

Ярмарки

Участие в арт-ярмарках для Cynthia Corbett Gallery, как и для большинства современных галерей, является важнейшим двигателем развития. Ярмарки, по словам Ландер, не только позволяют показать работы, но и дают возможность за короткий период проследить на одной площадке и в одной географической точке за тенденциями арт-рынка.

Часто на биеннале и ярмарки обрушивается критика: мир искусства перенасыщен событиями, а мероприятия, собирающие пол земного шара, вредят экологии. Однако из-за пандемии эта отрасль в 2020 году претерпела серьёзные изменения.

«Какое-то количество ярмарок, к сожалению, не переживёт этот и следующий годы. Скорее всего, это будут независимые классные ярмарки. Помните – когда начался карантин, все подумали о том, что наконец можно немного отдохнуть от многочисленных ярмарок. Но сейчас всех уже так утомил локдаун, что, возможно, после его отмены суета стартует даже с большей силой.

Вероятно, онлайн-присутствие будет оставаться столь же сильным, как в последнее время, но с более демократичным взносом. Это, конечно, будет хорошая возможность для молодых галерей, которые не могут себе позволить путешествовать», – продолжает Анастасия.

Альберт Монтсеррат
Альберт Монтсеррат, “Золотой кувшин”, 2020 / Albert Montserrat, Golden Jar, 2020

Работа в пандемию

Отсутствие физического пространства у галереи всегда компенсировалось активностью онлайн, организацией pop-up выставок, участием в таких ярмарках, как Art Miami, London Art Fair, Art New York и именем, которое за 35 лет в Великобритании создала себе Синтия Корбетт.

Начало эпидемии с масштабным переходом арт-мира в онлайн спровоцировало скачок популярности онлайн-показов, выставок с элементами дополнительной реальности. Знаменитые Art Basel, Frieze и прочие ярмарки напоминали скорее компьютерные игры.

«Мы не были исключением, но долго этим заниматься невозможно, так как клиенты быстро устают. Это совсем не то, что ходить по стендам вживую. Более того, наша клиентура – в основном люди в возрасте, и им это совсем неинтересно.

Мы в какой-то момент заметили, что лучше всего продаём по хорошим PDF-подборкам фотографий и имитациям развески картин в интерьере. И чаще всего именно звонок клиентам в нужный момент завершает продажу.

Сейчас, в период локдауна, клиенты сидят дома, смотрят на пустые белые стены и начинают задумываться: не стоит ли на них что-то повесить? Это, что называется, buying mood, и галеристу в такое время стоит забыть про сон и отдых», говорит Анастасия Ландер.

Сейчас, конечно, сложно говорить о будущем, но галереи на 2021 много планов: новые проекты, коллаборации и расширение поля деятельности, куда входит арт-консалтинг, сотрудничество с брендами и публичными институциями, а также расширение деятельности оффлайн.

Недавно галерея объявила о старте большого проекта вместе с больницей Челси-Вестминстер: художник Энди Берджесс, известный своими абстрактно-геометрическими изображениями американских модернистских домов, создаст в 2021 году работу для отделения неонатальной интенсивной терапии больницы.

«Самое главное для нас – вернуться в оффлайн, и с большей силой. Мы хотим не просто выйти из этого сложного периода, а возродиться. Как птица феникс с феноменально ярким оперением. И так, чтобы все вздрогнули», – добавляет в завершение разговора Анастасия Ландер.

Верхнее фото: Луис Барба, 2016

0