RUTÁGE MAGAZINE

Технологии открывают новые перспективы: Паскаль Сендер о выставке в Saatchi Yates

Не так давно в лондонском Мейфэр открылась галерея Saatchi Yates, дебютная выставка которой представляет работы художника швейцарского происхождения Паскаля Сендера.

Несмотря на то, что выставка действует до 15 декабря, посетить её во время карантина не представляется возможным, зато есть шанс рассмотреть работы художника на сайте. Там же можно следить за дальнейшими изменениями в расписании галереи.

Известно, что Saatchi Yates – проект дочери Чарльза Саатчи, бывшего рекламного магната и коллекционера, создавшего в 1990-х бренд «Молодые британские художники», Фиби Саатчи и её супруга Артура Йейтса. Расположенная в престижном районе Лондона на 929 кв. м, галерея обещает в корне отличаться от соседних чинных галерей, торгующих произведениями именитых художников современности.

Фиби Саатчи и Артур Йейтс
Фиби Саатчи и Артур Йейтс

Супруги говорят, что они намерены давать шанс в основном молодым, малоизвестным талантам. И девятнадцать масштабных произведений Паскаля Сендера, представленных на первой выставке галереи и занявших почти всё её пространство, только подтверждают намерения четы Саатчи-Йейтс.

На картинах – сцены повседневного взаимодействия человека и искусственного интеллекта. Девушка, фотографирующаяся на фронтальную камеру, мужчина с CD-плеером. Есть и менее фигуративные полотна, слои которых находят друг на друга, изображая не столько объекты, сколько состояния.

Изюминка творчества художника в том, что он решил не останавливаться на живописи и создал приложение, дополняющее реальность и добавляющее новое измерение его работам. Стоит только направить смартфон или айпад (который посетителям любезно предлагают кураторы галереи) на картину, как изображение водопадом льётся из рамы, фигуры начинают танцевать и крутиться вокруг своей оси, причудливые создания расползаются по стенам, а палитра красок меняется…

Saatchi Yates
Выставка Паскаля Сендера в галерее Saatchi Yates. © Ben Turner, 2020

О том, что стоит за идеей совместить технологии и искусство, о предыстории выставки, о знакомстве с четой Саатчи-Йейтс, а также о планах и амбициях Елизавета Лопатина поговорила с Паскалем Сендером.

Паскаль, когда вы поняли, что быть художником – ваша профессия?

В шестнадцать лет мне удалось продать свою первую работу. Помню, я получил небольшие деньги за холст, и это дало толчок. Я подумал, что, возможно, таким образом я сам смогу обеспечивать себя и стать независимым.

Вскоре меня приняли в Художественную академию в Дюссельдорфе. Сначала я желал уехать из дома, мечтал о самостоятельности, но в Академии твёрдо решил, что хочу быть художником. А Академия в то время была настоящей школой рисования. Холсты стояли у стен, лежали на полу. И представьте меня, восемнадцатилетнего, там. Я был абсолютно свободен… Это было поразительно. На семь лет эта Академия стала моим домом.  Там я учился и отрабатывал технику именно написания картин.

© Pascal Sender Bet 7, 2018. Oil on canvas. Галерея Saatchi Yates

Чем вы занимаетесь сейчас?

В лондонской Королевской академии художеств, спустя столько лет, я снова учусь. В основном занимаюсь скульптурой и 3D-программированием. Я очень хотел попасть сюда, потому что люблю бросать себе вызовы, всегда учусь с интересом.

Помню, в какой-то статье с небольшим укором написали, что я всё ещё студент. Я подумал, что это скорее комплимент, ведь на самом деле я не хочу прекращать учиться. А Королевская академия пронизана многолетними традициями, историей, в ней чувствуется присутствие всех великих художников, которые здесь учились.

Особый климат, очень старательные ученики, размышляющие над главными вопросами искусства у нас много настоящих философов… И это мотивирует меня выкладываться по максимуму, копать глубже и доходить до сути. Также в академии сравнительно мало учеников, что позволяет сформировать тесную взаимосвязь друг с другом. Это очень значимый опыт для меня.

Какие они, студенты Королевской академии художеств?

Позволю себе смелость сказать, что я один из примеров того, что в Академию принимают очень разных художников. И это даёт нам шанс взаимодействовать, влиять друг на друга. Академия меняется, и мне кажется, быть открытыми новому очень правильное решение с их стороны. Я подавал свою заявку на обучение, представляя live stream painting. По-моему, в то время ещё никто не рассматривал это всерьёз, а Академия дала мне шанс.

Паскаль Сендер
© Pascal Sender. Dance 9, 2019. Oil on canvas. Галерея Saatchi Yates

Поговорим о выставке. Это ваш первый показ?

Нет, за мою карьеру у меня уже было много и сольных, и групповых выставок. Но эта особенная.  Потому что это первая масштабная выставка в Лондоне, в таком большом пространстве. В то же время я никогда не был так готов к выставке, как сейчас. Представленные мной работы отражают техники и подход, который я освоил в Дюссельдорфе. В данный момент я уже работаю над другими задачами, поэтому выставка будто закрывает ту главу моего творчества. Мне кажется, всегда приятно иметь что-то завершенное. Но в то же время странно осознавать, что эти картины больше не принадлежат мне, что я должен отпустить их. Ведь они для меня как дети.

Как вы познакомились с Фиби Саатчи и Артуром Йейтсом?

Они позвонили мне во время (предыдущего ред.) локдауна. Сказали, что увидели мои работы в интернете и заинтересовались. Всё было очень необычно – наше знакомство проходило онлайн, и для подготовки к выставке понадобилось много звонков-заседаний. Я даже написал их портреты, тоже онлайн. Объяснил им, как правильно отсканировать себя и т.п…

Паскаль Сендер
© Pascal Sender. Chill 2, 2018. Oil on canvas. Галерея Saatchi Yates

Как вы охарактеризуете представленные на выставке работы? Связаны ли они между собой?

У них много общего, но мне бы не хотелось сужать всю выставку до одной темы. Мне интересна взаимосвязь людей с гаджетами в повседневной жизни – мы постоянно их используем, ускоряемся до каких-то немыслимых уровней и даже понятия не имеем к чему это приведёт.

Поделитесь техникой своей работы.

Я просто начинаю, без эскиза и конечной идеи. Уже во время работы ко мне приходят инсайты, один за другим – и я изображаю их все. Иногда в моей студии идёт работа над шестью холстами одновременно. Это требует концентрации, но иногда её сложно удерживать.

Я очень заинтересован в процессе написания картины. Работа над полотном для меня символизирует старание, время и усилие, которое я вкладываю в него. Это долгий процесс. Для меня важно не только писать картину со страстью, но и получать при этом удовольствие. Тогда работа получается искренней – создается ощущение, что картины становятся моим дневником. Я знаю, я романтик.

И ещё мне важно, как говорят англичане, to keep it grounded (оставаться заземленным – ред.), чтобы мои работы находили отклик среди тех, кто не занимается искусством. Возможно, фигуративный элемент в них присутствует именно с этой целью, и мои фильтры в приложении к выставке отчасти символизируют это. Они обновляются вместе с приложением и, как следствие, меняют облик работ.

Паскаль Сендер
© Pascal Sender, Clean I, 2018. Oil on canvas. Галерея Saatchi Yates

И потом, мне нравится теряться в процессе и не думать о конечном варианте. Я даже не всегда уверен, что он существует, так как я часто не нахожу его, многократно возвращаясь к картинам. Например, над полотном TENSE 9 я работал три с половиной года. Любопытно, что я могу объяснить картину только тогда, когда проделана уже большая часть работы.

Что стоит за идеей соединить живопись и 3D-фильтр?

Я пытаюсь играть с идеей того, что мы живём в наших телефонах. Мне хочется понять – могу я использовать эти технологии только как потребитель или всё же продуктивно, что-то создавая.

А кроме того, я ребёнок, выросший на телевидении и геймбое, поэтому тема игры, техники и движения мне очень близка. Я увлечён движением, подвижностью. Поэтому и фильтры приложения интерактивны – с их помощью картины взаимодействуют со зрителем, в результате каждый получает свой неповторимый опыт.

Какие у вас мечты, амбиции, планы?

Приложение ощущается уже как достижение. Я хочу продолжить развивать его, отвечая на вопросы, которые возникают в связи с новыми технологиями. Например, на вопросы о новых перспективах в изображении.

Паскаль Сендер
© Pascal Sender. Filter 3, 2019. Oil on canvas. Галерея Saatchi Yates

Что и кто вдохновляет вас?

Многое зависит от того, в какой стадии своей деятельности я нахожусь. Творческие люди, с которыми мне посчастливилось встретиться во время моего обучения, знаменитые художники и юные студенты одинаково обогащают меня. Мне всегда везёт с окружением.

А как же классические мастера?

Я с удовольствием посещаю музеи и с большим интересом отношусь к работам других художников. Стараясь найти баланс между вдохновением и влиянием, я ищу в них то, что цепляет меня, что откликается. Я верю, что все мы ищем ответ на один и тот же Вопрос. И я заинтересован в каждом ответе.

0