fbpx

В Tate Britain открылась выставка картин Уильяма Блейка

В начале сентября в галерее Tate Britain открылась уникальная выставка картин Уильяма Блейка. Вниманию зрителей предлагается более 300 работ мастера – такой большой коллекции произведений Блейка ранее никогда не выставлялось.

Имя Уильяма Блейка (1757–1827 гг.) хорошо известно искусствоведам и людям творческих специальностей во всём мире. Этот человек обладал многими талантами: писал картины и стихи, имел свою философию, основанную на символах, был фантастом и в чём-то провидцем. Его работы до сих пор служат вдохновением для музыкантов, художников, писателей.

Однако при жизни художника его картины не пользовались популярностью, он вынужден был влачить практически нищенское существование. Современники Блейка видели в его работах либо плоды больной фантазии, либо опасные революционные настроения. Поэтому часть картин близкие уничтожили сразу после его смерти, а остальные были помещены в архивы Британской библиотеки. Здесь их и нашёл начинающий художник по имени Данте Россетти. Благодаря ему мы сегодня имеем возможность наслаждаться шедеврами мастера.

Из-под кисти Уильяма Блейка вышел целый ряд в чём-то фантастических, а в чём-то провидческих образов, содержащих глубинный философский смысл. Его работы, рождённые под влиянием времени и бурных событий, свидетелем которых художник являлся, отражают революционные воззрения, военные баталии, политические амбиции конца 18 – начала 19 веков. Он стремился быть услышанным и понятым своими современниками.

Для этого Блейк искал новые формы подачи живописных полотен. Так, он мечтал сделать из ряда своих работ огромные фрески и украсить ими стены здания Парламента. К сожалению, его намерений никто не поддержал, и эта гениальная идея не была воплощена при жизни мастера. Устроители выставки в Tate смогли её реализовать и спроецировали на стены галереи большие фрески его диптиха «Духовные формы Нельсона и Питта».

Ещё одна уникальная особенность выставки – воссоздание той коллекции, которую сам Блейк представил на суд публики в 1809 году. Организаторы учли малейшие детали, постаравшись расположить работы в точности так, как это сделал сам автор более 200 лет назад. Тогда его творения не нашли отклика в сердцах людей, зато сегодня они смотрятся удивительно актуально и злободневно.

Кураторы выставки – Мартин Майрон и Эми Конканнон – постарались не только представить зрителям работы Уильяма Блейка, но и через них рассказать о непростой судьбе художника. Особое внимание уделено Лондону – городу, где Блейк родился и прожил большую часть жизни. Именно Лондон был главным вдохновителем для мастера, который старался отразить в своих работах жизнь этого мегаполиса. При этом в картинах Блейка можно найти как реалии той эпохи, так и придуманные художником события, людей, здания.

Важное место в творчестве Уильяма Блейка занимает его супруга Кэтрин. Она была для мастера не только музой, но и первым помощником. Кэтрин трудилась над созданием гравюр с работ мужа, формировала и издавала иллюстрированные книги его картин. Две из них – «Песни невинности» и «Опыт 1794 года» – представлены на выставке.

Экспозиция Tate Britain пронизана символизмом, характерным для творчества Уильяма Блейка. Так, она открывается работой «Альбионская Роза», написанной в 1793 году, которая является авторской визуализацией мифа об основании Британии. Заканчивается выставка иллюстрацией к изданию Europe a Prophecy «Древние дни», которую художник завершил за несколько дней до своей смерти.

Выставка продлится до 2 февраля 2020 года.