fbpx
RUTÁGE MAGAZINE

Шедевры на летних русских торгах Christie’s

Топ-лотами русских торгов Christie’s станут шедевры Ивана Айвазовского, Бориса Григорьева, подборка акварелей Льва Бакста, а также изысканная группа произведений Фаберже.

Аукционный дом Christie’s объявляет о том, что 6 июня 2016 года в рамках аукциона русского искусства в Лондоне в общей сложности будет выставлено более 250 произведений живописи и декоративно-прикладного искусства. В секции живописи будет представлено более 90 полотен и рисунков выдающихся русских художников, включая Ивана Айвазовского, Бориса Григорьева, Льва Бакста, Бориса Кустодиева, Ильи Репина, Константина Коровина и Константина Сомова. Среди художников второй половины ХХ века, чьи работы также будут выставлены на аукцион, следует особо отметить Дмитрия Краснопевцева, Эрнста Неизвестного, Тимура Новикова и Олега Целкова. В секции декоративно-прикладного искусства вниманию коллекционеров будет предложено более 160 работ, включая изделия фирмы Фаберже и произведения мастеров Императорского фарфорового завода. Непосредственно перед торгами в Лондоне пройдет четырехдневная предаукционная выставка.

Изобразительное искусство

Иван Айвазовский (1817-1900), «Кораблекрушение» (оценка: £100 000 - 150 000)

Иван Айвазовский (1817-1900), «Кораблекрушение» (оценка: £100 000 – 150 000)

К числу топ-лотов аукциона следует отнести сразу два полотна Ивана Айвазовского (1817-1900) – это датированная 1857 годом картина «Османская кофейня в лунном свете» (оценка: £200 000 – 300 000, на иллюстрации выше справа) и написанное в 1875 году «Кораблекрушение» (оценка: £100 000 – 150 000, на иллюстрации выше слева). Интерес Айвазовского к османской культуре возник при первом же посещении Константинополя, которое художник совершил на борту одного из кораблей флота великого князя Константина Николаевича весной 1845 года. В эту экспедицию он уже отправился в должности живописца Главного морского штаба России. С 1845 по 1890 годы Айвазовский посещал Константинополь почти десять раз. Интерес Айвазовского к османской культуре был настолько велик, что он возвращался к этой теме в своих произведениях практически каждый год своей продолжительной творческой карьеры.

 «Османская кофейня в лунном свете» (оценка: £200 000 - 300 000)

«Османская кофейня в лунном свете» (оценка: £200 000 – 300 000)

На полотне 1857 года «Османская кофейня в лунном свете» художник изображает типичную вечернюю сцену жизни островитян – мужчин, собирающихся в прибрежной кофейне. Обычной практикой для Айвазовского было делать наброски с натуры, которые он потом завершал в студии. Предполагается, что данная работа была завершена в Париже в 1857 году, когда художник был награжден Орденом Почетного легиона. Картина под названием «Кораблекрушение» была написана в 1875 году. Она демонстрирует поразительную способность художника передавать неуловимую прозрачность морской глади и отблески солнечного света на гребнях волн. С первого взгляда работа производит умиротворяющее впечатление. Однако приглядевшись, становится понятным, что на ней изображен корабль, скорее всего возвращающийся к родным берегам после изнурительного ночного сражения со штормом.

Борис Григорьев (1886-1939), «Портрет Льва Шестова (1866-1938)» (оценка: £100 000 - 150 000)

Борис Григорьев (1886-1939), «Портрет Льва Шестова (1866-1938)» (оценка: £100 000 – 150 000)

Еще одним бесспорным фаворитом предстоящих торгов обещает стать «Портрет Льва Шестова (1866-1938)» кисти Бориса Григорьева (1886-1939), оцененный специалистами аукционного дома в £100 000 – 150 000. Данный портрет общепризнанно считается едва ли не лучшим в иконографии философа, чей образ в свое время запечатлели и другие известные художники. Григорьев использовал в портрете камерный вариант композиционного решения, когда все внимание сосредоточено на лице-лике, выступающем из черноты фона подобно горному пейзажу. Близкий образный ход был использован художником в портретах Николая Рериха (1917 г.) и Сергея Рахманинова (1930 г.), также погруженных во внутреннее самосозерцание. В письме родственникам от 22 марта 1922 года сам Шестов писал: «Теперь один известный художник (Григорьев) начинает писать мой портрет, который выставит 15-го апреля» (цитата по книге Н. Барановой-Шестовой «Жизнь Льва Шестова. По переписке и воспоминаниям современников», Париж, 1983 г.). Готовый портрет публика увидела, вероятно, все же немного позже – 20 мая – 5 июня 1922 года на персональной выставке художника в его парижской мастерской, а затем и на страницах журнала «Жар-птица».

ah465_017_mktТакже отдельного упоминания заслуживает подборка из девяти акварелей Льва Бакста (1866-1924), являющихся эскизами костюмов к «Спящей красавице» и выставляющихся на продажу в год 150-летия со дня рождения художника (на иллюстрации слева «Эскиз костюма к балету «Спящая красавица»: Волк», оценка: £40 000 – 60 000). Балет Петра Чайковского (1840-1893) «Спящая красавица», созданный по мотивам сказки Шарля Перро (1628-1703), был впервые поставлен Мариусом Петипа (1818-1910) на сцене Мариинского театра в 1890 году. Балет привлек внимание Сергея Дягилева (1872-1929), который принял решение выпустить собственную постановку в 1921 году, для которой Бакст создавал эскизы костюмов и декораций. На всю подготовительную работу отводилось порядка двух месяцев, премьера была запланирована на 2 ноября 1921 года. Бакст писал: «Я все делаю своими руками – более 200 макетов, эскизов костюмов и декораций, включая аксессуары, парики, обувь и украшения. Императорские театры отводили на постановку одного балета полтора года». Каждый аспект производства контролировал лично Дягилев, который следил за тем, чтобы костюмы изготавливались в точном соответствии с эскизами Бакста.

Декоративно-пикладное искусство
51701215aВ секции декоративно-прикладного искусства вниманию коллекционеров будет предложено более 160 работ, включая изысканные изделия фирмы Фаберже, старинное серебро конца XVIII – начала XIX столетий и произведения мастеров Императорского фарфорового завода. К числу топ-лотов секции следует отнести украшенный камнями, серебром и эмалью большой и значимый деревянный ларец работы мастера И. Хлебникова 1908-1917 годов (оценка: £40 000 – 60 000, на иллюстрации слева), исполненный в неорусском стиле.

Серебряные медальоны с изображением сказочных зверей и птиц напоминают работы мастеров Абрамцевского кружка, вдохновленные русскими мифологическими и фольклорными образами.

Среди произведений Фаберже стоит отметить украшенный камнями и серебром керамический сосуд для табака (оценка: £20 000 – £30 000, на иллюстрации справа). Произведения Фаберже с керамикой Императорского Строгановского училища редко встречаются за пределами музейных коллекций и являются прекрасным образцом многообразных и функциональных предметов, исполненных на легендарной фирме. Произведения Фаберже стали особенно популярными среди российской императорской семьи и представителей европейских королевских династий. Среди лотов с королевским провенансом особого внимания заслуживает рамка для фотографий работы Фаберже, подаренная Принцем Уэльским, будущим королем Георгом V (1865-1936), виконтессе Аделаиде Марие Гиннесс (1844-1916), известной представительнице эдвардианского светского общества.
К числу топ-лотов также стоит отнести редкое серебряное блюдо, украшенное изысканной чернью , работы 1798 года одного из самых выдающихся мастеров в этой технике Семена Петрова Кузова. Это восхитительное блюдо было частью сервиза, заказанного в честь свадьбы графа Петра Коновницына (1764–1822), позже героя Отечественной войны 1812 года.

О Christie’s
Christie’s является лидером мирового арт-рынка, суммарная выручка которого по итогам аукционных, частных и онлайн-продаж за 2015 год составила £4,8 / $7,4 млрд. Christie’s – это всемирно известное имя, ассоциирующееся с выдающимися произведениями искусства, непревзойденным профессионализмом, беспрецедентно высоким уровнем предоставляемых услуг и миром роскоши. В 2016 году Christie’s отмечает свой 250-летний юбилей. Основанный в 1766 году Джеймсом Кристи, аукционный дом Christie’s проводит выдающиеся торги, начиная с XVIII века, и сегодня остается популярной площадкой для всего самого уникального и прекрасного. Christie’s ежегодно устраивает более 350 торгов в 80 категориях, включая все области изящного и прикладного искусства, ювелирные украшения, фотографию, объекты коллекционирования, вино и так далее. Цены варьируются от $200 и до более $100 миллионов.

Christie’s гордится длинной и успешной историей организации частных продаж для своих клиентов в таких категориях, как послевоенное и современное искусство, искусство импрессионизма и модернизма, искусство Старых Мастеров, ювелирные изделия. У аукционного дома 54 офиса в 32 странах и 12 торговых площадок по всему миру, включая Лондон, Нью-Йорк, Париж, Женеву, Милан, Амстердам, Дубай, Цюрих, Гонконг, Шанхай и Мумбай. В последнее время Christie’s активно расширяет деятельность в таких странах, как Россия, Китай, Индия и ОАЭ, проводит успешные торги и выставки в Пекине, Нью-Дели, Мумбае и Дубае.

Текст Елены Курбацкой

Фотографии аукционного дома Chtistie’s

ВЫ УЖЕ ОЗНАКОМИЛИСЬ С НАШЕЙ АДРЕСНОЙ КНИГОЙ?