fbpx

Performing for the Camera

В галерее Tate Modern c 18 февраля по 12 июня  проходит масштабная выставка фотографии Performing for the Camera, главной темой которой является историческая связь фотоискусства и перформанса – поведения человека перед камерой, позирования. Выставка собрала внушительную коллекцию фоторабот от викторианской эпохи до современного популярного течения selfie в Instagram. Что же такого особенного в поведении человека перед камерой и как изменилась его личность через зеркальное отражение с течением времени?

Сегодня фотография доступна каждому – фотография стала интимным процессом, который можно совершать на собственной кухне, в ванной комнате перед зеркалом, отгородившись от чужих глаз. Стали ли мы более настоящими на таких фотографиях или же у нас появилась возможность примерить еще больше масок? В десятилетие, когда торжествует индивидуализм, фотография стала самым доступным видом искусства, методом проявления себя, откровенности личности. Отзывы также становятся частью работы. Именно эта идея индивидуализма, поведения перед камерой, связь между фотографом, зрителем и тем, кто запечатлен на фотографии является центральной в фотоработах представленных художников.

Особенно впечатляют работы Francesca Woodman, сюжеты которых граничат между фантазией и реальностью. Героиня снимков – сама Франческа, обнаженная перед камерой. Небольшого размера снимки, похожие на полароидные карточки, можно разделить на две категории: где все пространство заполоняет собой художница, и те, где предметы быта затмевают собой человека на снимке. Эти две крайности передают суть человеческого позиционирования себя в обществе: мы стремимся быть у всех на виду или же вовсе спрятаться от посторонних глаз.

12784524_981436458600229_233133268_n12782057_981436455266896_16045793_n

Francesca Woodman © Courtesy of George and Betty Woodman

Фотографии Амалии Ульман – незамысловатые selfie юной девушки, одной из многих, что сегодня покоряют медиа-платформу, «рекламируя» свою красивую, «плюшевую» жизнь.

Снимки из Instagram, выставленные в галерее, вызвали массу споров относительно того, можно ли такое «самовыражение» считать искусством. Как выяснилось, эти снимки являются частью арт-проекта, который девушка провела с целью изучения личности по ту сторону маленького квадратика – то есть, самой себя. Амалия призналась, что девушка со снимков не имеет с ней ничего общего и что весь этот маленький, угловатый мир слишком тесен и упорядочен для нее. В своем блоге она рассказала, что современная фотография в интернете – это изображение тех впечатлений и отношений, которые никогда не существовали в реальности. “В моих четырех разных аккаунтах в Instagram существовали четыре разные девушки, и только в одном из них я была настоящая. Увы, именно этой девушкой подписчики интересовались меньше всего.”

Фотоработы Амалии заставляют зрителя задуматься о том, как часто мы не узнаем себя на этих маленьких фотографиях и как широко можно раздвинуть рамки нашей реальности, если постараться на какое-то время покинуть эти четыре угла?

12781972_981436451933563_287180196_n 12803979_981436535266888_1217784858_n

Amalia Ulman © Courtesy Arcadia Missa and The Artist

На что еще стоит обратить внимание:

Tokyo Rumando – призыв сексуальности, уничтожение барьера между мужским и женским. Стеснению нет места на фотографии современности, где защитой от зрителя служит лишь зеркало объектива. Обнажение не является для художника чем-то постыдным, это способ познать самого себя, быть откровенным и честным.

12790048_981436531933555_1833677753_o

© Tokyo Rumando

Автор Linder представляет серию фотографий She, на снимках художница прячет части собственного лица за лоскутами ткани и вырезками их модных журналов. Серию фотографий сопровождают цитаты из песен, автором которых так же является Linder. Она рассказывает о своем представлении современной фотографии, акцентируя внимание, что за постановочными снимками мы прячем собственное лицо, конструируем ложное представление, в котором самолюбование пересиливает женскую индивидуальность. Она пишет: «наша жизнь коротка, но мы продолжаем ставить это шоу, и сами мы становимся хрупкими и нездоровыми» под этой маской.

 

12769366_981436445266897_553307455_n© Linder

Серия фотографий перфоманса «Живые кисти» Yves Klein в Центре Помпиду в Париже – это обнаженные женщины, которые рисуют своими телами на холсте.

12722461_981436648600210_994522370_o

© Roy Lichtenstein Foundation, courtesy Yves Klein Archives

Текст Анастасии Ульяновой

Читайте также:

Ожидаемые художественнные выставки 2016 года

Вот так ВОТ

Что такое осень? Это Frieze