RUTÁGE MAGAZINE

Этот эксцентричный Маноло Бланик

Осенью 76-летний дизайнер обуви Маноло Бланик в парижских садах Па-ле-Рояль презентовал первый магазин. Талантливый дизайнер, родившийся в Испании и живущий в британском графстве Сомерсет, прошёл сложный путь от простого ученика до всемирно известного мастера, чья обувь продаётся в элитных бутиках на всех континентах.

Маноло Бланик всегда мечтал о бутике, который размещался бы в прекрасном парижском саду с подходом из великолепных 180 арок. Па-ле-Рояль для дизайнера – особое место, где можно черпать вдохновение в окружении уникальных парижских красот. Как говорит сам Маноло: «Или здесь, или нигде». Признанный гений, чьими услугами пользуются звёзды мировой величины, и кавалер Ордена Британской империи, он имеет на это полное право.

Талантливый обувщик проживал в Париже с 1965 по 1969 год и по сей день вспоминает это необыкновенно сказочное, без забот и хлопот время. Маноло Бланик занимал квартиру на улице имени Наполеона Бонапарта, неподалёку от церковного прихода в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре и проводил много времени со своей подругой Ширли Гольдфарб из Америки, которая посвятила себя литературному творчеству и художественному ремеслу. Вместе друзья часто сидели за столиком известного заведения Café de Flore и разглядывали гуляющих по тротуарам изысканных леди. Как считает Маноло, люди того времени одевались значительно интереснее…

Дизайнер водил дружбу с множеством женщин, обладавших определённым талантом в разных сферах творчества. В окружении Маноло нередко встречали писательницу Франсуазу Саган, певицу и киноактрису Жульет Греко, её сестру Шалотту Айо. Звёзды парижской богемы манили его, и даже после переезда в Лондон дизайнер часто возвращался в столицу Франции.

Перспективный обувщик, владеющий уникальными техниками мастеров Италии, окружил себя известными личностями, многие из которых стали его близкими друзьями. Маэстро вспоминает, как кутюрье Аззедин Алайя восхищался туалетами Мадлен Вионе – настоящей легенды французской моды начала ХХ века. Наряжая в её платья знакомых женщин, Алайя всегда восклицал: «Обрати внимание, как драпируется ткань! Согласись, что это очень красиво!».

Важнейшим этапом жизни в Париже для Маноло стал период общения с Ивом Сен-Лораном. Маноло встретил его на богемной вечеринке, и модный дизайнер во время первой встречи выразил восхищение обувью от Лулу Де Ля Фалез в розовом атласе. Впоследствии Бланик нередко сталкивался с ним, создавая обувь для моделей. Смерть своего кумира Маноло перенёс тяжело, он признаётся, что до сих пор не может переступить порог парижского Музея Ива Сен-Лорана.

Пробы в дипломатии

Место рождения Маноло Бланика – городок Санта-Крус-де-ла-Пальма на Канарах. Будущий конструктор модной обуви появился на свет в 1942 году в семье владельца фармацевтической лавки, чьи предки когда-то проживали в Чехии. Мать, испанка по национальности, была хозяйкой банановой плантации. Как же получилось, что Маноло увлёкся созданием обуви? Совершенно случайно, уверяет мастер.

Семья готовила ему карьеру дипломатического работника. Сначала будущий дизайнер, действительно, активно учился в университете, изучая историю права, законы и другие предметы. Семнадцатилетний Мануэль Родригес даже поехал на стажировку в Женеву, где в штаб-квартире ООН проходил практику под кураторством своего дяди.

Однако Маноло лукавит, приписывая возникшую страсть к дизайну только лишь случаю. Мать будущего кутюрье с раннего возраста прививала детям любовь к красивым вещам. Из путешествий по Европе родители привозили всегда привозили детям по несколько пар обуви. Особенно запомнились Бланику эффектные туфли из Марокко с вышивкой восточными орнаментами, которые сверкали и переливались, как настоящее золото. Эта пара сохранилась до сих пор.

Мануэль Родригес с сестрой Эванджелиной нередко шили придуманные ими наряды своим домашним питомцам обезьянке и попугаю. Устойчивое финансовое положение и хороший доход позволяли семье одеваться у лучших портных, покупать одежду в престижных бутиках Европы на заказ, а мама юного дизайнера брала уроки по пошиву обуви у местного портного. Одна из её разработок – комфортные, мягкие эспадрильи. Маноло вспоминает, как она однажды уговорила местного сапожника изготовить туфли по разработанному ею эскизу. Подросток был заворожён работой над дизайном. «Моя любовь к обуви, несомненно, родом из детства», – говорит он.

Когда Маноло Бланик понял, что дипломатия – не его путь, после разговора с родителями он перешел на факультет архитектуры и искусства, а в 1965 году и вовсе решил переехать в Париж, чтобы пройти курс обучения на факультете искусства при Школе Лувра. Одновременно началась взрослая жизнь, на которую нужны были деньги, и Маноло начал работать продавцом в небольшом винтажном бутике, параллельно подрабатывая художником-декоратором и иногда пополняя денежные запасы за счет сделок в антикварном бизнесе.

1970-й знаменовался переездом в столицу Великобритании. Удивительно, но именно Лондон стал для Бланика родным домом. Он упражнялся в фотографии, пробовал силы в репортерстве в газете Sunday Times. Выходные Маноло проводил в Лондоне и в Париже, постепенно обрастая полезными связями и знакомствами. Там же он познакомился с дочкой известного художника и будущей музой Ива Сен-Лорана Паломой Пикассо и в компании с ней и с фотографом Эриком Боманом полетел в Нью-Йорк, где и произошла его встреча с редактором американского Voque и почти всемогущей личностью в мире моды Дианой Вриланд.

По словам дизайнера, в те годы он увлекался сценографией и мечтал о профессии художника по костюмам, поэтому на встречу со звездным редактором он принес кучу эскизов. Правда, Диана осталась к рисункам совершенно равнодушна, но зато восторженно отнеслась к моделям туфелек. При взгляде на рисунок она сказала Маноло: «Не ищи больше ничего, ты рожден для того, чтобы создавать туфли!». Вриланд славилась безупречным вкусом, феноменальным чутьем на таланты и умением сводить нужных людей. Она представила Бланика руководству магазина Berdorf Goodman, и с этого момента увлечение модой превратилось для него в удачный бизнес.

После признания своего таланта молодой дизайнер ищет заказчиков. Первым клиентом Маноло становится молодая звезда свингующего Лондона Осси Кларк – модельер, которому понадобилась оригинальная обувь для подиума. Результат превзошёл все ожидания. Открытые туфли Ivy в красно-зелёной гамме покорили сердца столичных модниц. Эта модель на высоком каблуке с ремешками на лодыжке становится мегапопулярной, более того, она актуальна и в настоящее время. Как отмечает создатель, босоножки сложны в исполнении, поскольку необходимо тонко чувствовать грань, чтобы не перейти черту вульгарности. Поэтому Маноло Бланик никому не доверяет процесс создания обуви и даже сегодня предпочитает пользоваться пером и чернилами вместо современных маркеров и ручек.

Дебют Маноло Бланика вызвал небывалый шквал откликов среди зрителей. И не только благодаря таланту мастера. На данном мероприятии случилось невероятное – сапожник попросту забыл, что нужно закрепить каблуки у изготовленных им туфель. Спустя много лет этот случай вспоминается с улыбкой, однако молодой дизайнер после премьеры был уверен, что с карьерой покончено навсегда.

Мне всегда нравилось носить цвета, которые несут радость. Особенно в Англии, где погода всегда такая странная. Маноло Бланик

Через два года после переезда в Лондон Бланик разрабатывает свою первую обувь и представляет на суд покупателей коллекцию под брендом Zapata. А ещё через год он становится полноправным владельцем магазина этой марки, и вскоре бутик превращается в место паломничества богемных личностей и звёзд первой величины со всей Европы. В это же время модный журнал Vogue впервые размещает фото мужчины на обложке. Совершенно верно, это Маноло Бланик в паре с Анжелой Хьюстон, позирующие на фоне заката.

1979-й – открытие бутика в Нью-Йорке и творческое взаимодействие со звёздами мировой моды. Calvin Klein, Zandra Rhodes, Perry Ellis, Jean Muir, Yves Sent Laurent, Rifat Ozbek активно сотрудничают с молодым дарованием и успешно продают его обувь в сочетании с модной одеждой.

Гений эксцентричности

Музой для Маноло Бланика становятся произведения искусства и отдельные герои современности. Дизайнера вдохновляют определённые картины, кино, литературные образы и утончённая женственность красивейших актрис – давно ушедших и ещё блистающих на мировых сценах.

Маноло вспоминает, как в 1961 году, еще будучи юным дипломатом, в Париже он посетил театральную постановку Лукино Висконти «Жаль, что она блудница» (по произведению Джона Форда). Талантливая игра французских актёров Алена Делона и Роми Шнайдер настолько потрясла Маноло, что он по сей день с упоением читает классическую французскую литературу, посещает парижские музеи и выставки, увлекается скульптурой. Бытует мнение, что Маноло Бланик настолько хорошо изучил ноги всемирно известных статуй, что может без труда различить скульптуры лишь взглянув на пальцы их ног.

В коллекции Бланика – все новинки французского кинопроката, он обожает французское кино. Его кумиры – Бенуа Жако, Андре Тешине, Патрисиа Леконта. Верхом элегантности и утончённой женской красоты дизайнер считает таких киноактрис, как Катрин Денёв, Доминик Санда, Стефан Одран.

Парадокс, но несмотря на пристрастие к французскому кино, первый успех к Маноло Бланику пришёл благодаря американскому сериалу. В фильме «Секс в большом городе» героиня Кэрри Брэдшоу (актриса Сара Джессика Паркер) предпочитала туфли марки Manolo Blahnic всем другим брендам. Правда дизайнер говорит, что сериал он так и не посмотрел.

Англия – единственная страна, где вы можете оставаться самими собой. Маноло Бланик

В настоящий момент Маноло продолжает работать над эскизами, создавая около 300 моделей на каждый сезон. Он много путешествует, у его бренда более 300 бутиков в разных уголках планеты. Он живет в лондонском доме и в поместье графства Сомерсет, где хранит богатую коллекцию обуви в примерно 25 тысяч разных моделей. Маноло Бланика называют эксцентричным человеком – миланский отель Four Seasons предоставляет по требованию гостя исключительно 212-й номер, а в нью-йоркских гостиницах он предпочитает селиться на десятом этаже. В его распорядке дня значится трёхразовый приём горячей ванны.

Консервативен Маноло и в выборе одежды и аксессуаров. Его стиль – всегда броские, эффектные, но элегантные вещи. Дизайнеру нравится палитра позитивных оттенков, которые могут поднять настроение в любую погоду. В дождливые и пасмурные дни основной цвет наряда Маноло – красный. По мнению кутюрье, хороший вкус в одежде – это проявление уважительного отношения к себе и к социуму.

Главным отличием обуви Manolo Blahnik считается узкий каблучок, неординарная форма, удобство и сочетание материалов разной фактуры. Это лёгкие, женственные туфли стоимостью от 400 до 4 000 долларов. Поклонниками продукции бренда являются такие звёзды, как Кайли Миноуг, Мадонна, Сара Джессика Паркер, Наоми Кэмпбелл, Джерри Холл, Вайнона Райдер и другие. Ежегодно в мастерские Маноло поступает 5–6 заказов на изготовление эксклюзивной обуви по запредельной стоимости. Отделка таких туфель – это бриллианты, кожа высочайшего качества и другое дорогостоящее сырьё.

Своим моделям мастер даёт имена, а его туфли на тоненькой шпильке присутствуют в гардеробе большинства модниц. Маноло гордится своей компанией, но не останавливается на достигнутом, а продолжает развиваться. Семейное дело, которое возникло благодаря стараниям юного художника, живёт и процветает. Сегодня коллекции обуви изготавливают четыре фабрики производительностью 80 пар в день, и эти шедевры обувного искусства продают бутики по всему миру.

0